Положив, что интенсивность износа двигателя пропорциональна
площади поверхности частиц загрязнений, можно подсчитать,
что при очистке бензина традиционными методами (то есть от
частиц размером 10 мкм и крупнее), площадь поверхности частиц
загрязнений, содержащихся в 1 л бензина,
уменьшится только на 29%. Соответственно, приблизительно на 1/3 уменьшится и
износ двигателя.
Однако, применив тонкую очистку топлива, то есть удалив
частицы загрязнений размером 1 мкм и крупнее, можно сократить
площадь поверхности частиц загрязнений на 75%, и соответственно
более чем на 2/3 снизить износ двигателя. Применив же
технологию сверхтонкой очистки, которая позволяет удалять
частицы загрязнений с размером менее 1 мкм, можно добиться
еще меньшего износа двигателя.
Неполное сгорание топлива является причиной присутствия
в выхлопных газах двигателя продуктов неполного сгорания:
угарного газа СО, углеводородов СН, копоти и дыма.
Особенно опасны конденсированные ароматические углеводороды,
обладающие канцерогенным действием.
Неполное сгорание
обусловлено, в основном, тремя причинами.
- Во-первых, принципом действия двигателя внутреннего сгорания.
Как известно, сгорание топлива в двигателе происходит за время
рабочего хода. Это время составляет приблизительно 1/4 времени
такта двигателя, или 1/2 времени оборота коленчатого вала.
Так, при частоте вращения коленчатого вала 3000 об/мин,
время рабочего хода составит около 0,01 сек. В то же время,
цепная реакция сгорания горючей смеси включает в себя
стадии воспламенения, устойчивого горения и затухания.
Последняя стадия не успевает завершиться за время рабочего
хода, и при выхлопе недогоревшие остатки горючей смеси
выбрасываются в выпускной коллектор.
- Во-вторых, регулированием режима работы двигателя. Даже
в идеальных условиях двигатель можно полностью отрегулировать
только для работы с одной частотой вращения коленчатого вала,
а на практике эта частота изменяется. Регуляторы (вакуумный
регулятор и т.п.) не могут полностью скомпенсировать эти
изменения. Поэтому сжатие, зажигание, рабочий ход и выхлоп
не могут быть идеально согласованы с цепной реакцией сгорания
горючей смеси. Кроме того, в процессе работы двигателя
в карбюратор с топливом могут попадать тончайшие (1 мкм и менее)
частицы загрязнений, которые отлагаются на стенках жиклеров и
расстраивают регулировку. Всё это увеличивает долю продуктов
неполного сгорания в выхлопных газах.
- В третьих, моторные топлива неоднородны по своему химическому
составу. Различные вещества, входящие в состав топлива, сгорают
с различной скоростью, и "отстающие" выбрасываются в атмосферу
в несгоревшем виде. Наибольшей скоростью и полнотой сгорания
характеризуются низкомолекулярные составляющие топлив,
а наименьшими показателями обладают высокомолекулярные
компоненты.
Высокомолекулярными компонентами нефтяных топлив являются
смолистые вещества, которые попадают в топлива из нефти,
а также образуются в результате химических реакций при
хранении топлива. Необходимым компонентом при этих реакциях
является сера, а катализатором служит вода.
В нашей стране по сравнению с 1940 г. доля сернистых нефтей
возросла от 5,7 до 76%. Добыча высокосернистых нефтей
(более 2% серы) при этом составила 13,2% от общего объема
добычи нефти. Это нефти Республики Башкортостан, республик
Средней Азии. Все сернистые и высокосернистые нефти являются
одновременно и высокосмолистыми. Они содержат
смолисто-асфальтеновые вещества — гетероатомные
высокомолекулярные соединения, включающие нефтяные смолы
и асфальтены. Смолы — темноокрашенные, различающиеся
по консистенции (от пластичной до твёрдой), молекулярной
массе, содержанию микроэлементов и гетероатомов вещества.
Асфальтены — наиболее высокомолекулярные гетероорганические
вещества нефти, представляющие собой твёрдые продукты
от черно-бурого до черного цвета.
Смолисто-асфальтеновые вещества, оставаясь в нефтепродуктах,
ухудшают их эксплуатационные свойства, вызывая нагары
в камерах сгорания и пригар поршневых колец, закупорку
топливопроводов, фильтров, жиклеров двигателей внутреннего
сгорания, а также форсунок дизельных двигателей. Такими же
свойствами обладают вещества, возникающие в результате
химических реакций при хранении топлива.
Смолисто-асфальтеновые вещества имеют сложную структуру,
включающую фрагменты конденсированных ароматических
углеводородов, соединённые гетероорганическими мостиками.
В процессе сгорания горючей смеси, при высокой температуре
и давлении, происходит частичное разрушение
смолисто-асфальтеновых веществ, однако вещества,
образующиеся при их разрушении, не успевают сгореть.
При этом в атмосферу выбрасываются продукты неполного
сгорания, в том числе конденсированные ароматические
углеводороды, обладающие канцерогенным действием.
Исследования показали, что питание двигателя топливом,
не содержащим высокомолекулярных примесей, позволяет
снизить содержание продуктов неполного сгорания в выхлопных
газах на 40 % по сравнению с исходным. Более точная
регулировка двигателя и предотвращение разрегулировки
системы питания из-за попадания загрязнений позволяет
снизить содержание продуктов неполного сгорания в выхлопных
газах по сравнению с исходным ещё на 30%.
Смолисто-асфальтеновые вещества образуют с топливом
коллоидный раствор. Ядро коллоидной частицы (ассоциата)
асфальтенов образовано высокомолекулярными
конденсированными ароматическими углеводородами и окружено
компонентами с постепенно снижающейся степенью ароматичности.
Смолистые фракции, играя роль поверхностно-активных веществ,
образуют в ассоциате сольватный слой, так как они ориентированы
к асфальтеновому ассоциату полярными фрагментами,
а углеводородными к топливу. Образование межфазных слоев
в асфальтенсодержащих системах определяется природой и
адсорбционными свойствами асфальтенов (все асфальтены
обладают низкой адсорбционной активностью по отношению к
алканам). Установлено, что толщина поверхностного слоя и,
соответственно, размер структурной единицы асфальтенов может
достигать нескольких микрометров.
Это позволяет методами тонкой и сверхтонкой очистки удалить
из топлив значительную часть как асфальтено-смолистых веществ
нефтяного происхождения, так и веществ, которые образуются
в результате химических реакций при хранении топлива.
Таким образом, тонкая и сверхтонкая очистка топлив позволяет
по сравнению с традиционными методами очистки сократить
на 50% износ двигателя и на 20—40% снизить содержание
продуктов неполного сгорания в выхлопных газах двигателя.
На практике тонкая и сверхтонкая очистка моторных топлив
осуществляется при помощи фильтровального материала
"ТЕФМА", разработанного ГОУ ВПО «УдГУ».
Эффективность фильтров, изготовленных Киевским предприятием
"Технологические фильтры" на основе фильтровального материала
«ТЕФМА», подтверждена независимыми испытаниями, проведёнными
в Твери (Тверским областным центром по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды) и в Киеве (Киевским
автотранспортным предприятием 13034 Киевского городского
территориально-производственного объединения автомобильного
транспорта Министерства транспорта Украины).
Статистическая обработка результатов испытаний позволила
установить, что содержание СО в выхлопных газах благодаря
установке фильтра снижается в среднем на 30%. Достоверность
такого снижения, по критерию знаковых рангов Уилкоксона,
составляет 99,9%.
Уровень технических решений, разработанных специалистами
ИХЛ УдГУ, делает возможной установку систем тонкой и
сверхтонкой очистки на любой стадии производства и потребления
топлива: на предприятии-изготовителе, на автозаправочной
станции или в двигателе транспортного средства.
Использование тонкой и сверхтонкой очистки моторных топлив
при помощи фильтровального материала "ТЕФМА", разработанного
ГОУ ВПО «УдГУ», открывает новые перспективы.
Технические перспективы. Применение тонкой и сверхтонкой
очистки моторных топлив позволяет значительно снизить износ
двигателя и образование нагара, а также добиться более полного
сгорания топлива. Это продляет срок эксплуатации двигателя
до капитального ремонта, снижает вероятность отказа или сбоя
в работе двигателя. Снижается расход запасных частей
(клапанов, поршневых колец, гильз цилиндров и т. п.).
Работа двигателя становится более равномерной. Это, в свою
очередь, позволяет снизить неравномерность нагрузки на детали
трансмиссии, повысить безопасность движения и удобство
управления транспортным средством.
Коммерческие перспективы. Использование тонкой и сверхтонкой
очистки в сфере производства и продажи топлива позволяет
получить положительный экономический эффект, главным образом,
не за счет непосредственного повышения отпускных цен на топливо,
а за счет закрепления потребителей и формирования устойчивого
потребления топлива более высокого качества. Использование
тонкой и сверхтонкой очистки топлива в сфере потребления как в виде
стационарных систем очистки топлива в гаражах перед заливом
топлива в бак транспортного средства, так и непосредственно
в двигателе транспортного средства, обеспечивает непосредственный
экономический эффект за счёт снижения затрат на ремонт и
обслуживание двигателя, запчасти, и предотвращения потерь
от простоя транспортного средства. Снижение содержания продуктов
неполного сгорания в выхлопных газах двигателей позволяет
снизить штрафы за загрязнение окружающей среды.
Социальные перспективы. Использование тонкой и сверхтонкой
очистки моторных топлив позволяет повысить полноту сгорания
топлива и снизить интенсивность загрязнения окружающей среды
продуктами неполного сгорания (СО, СН, копотью, канцерогенными
веществами), снизить ущерб, наносимый здоровью людей,
проживающих вблизи напряжённых автомагистралей и в крупных
населенных пунктах.
Фильтры для моторных топлив ФТВА предназначены для
эксплуатации в закрытых отапливаемых помещениях
в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом
(исполнение УХЛ) по ГОСТ 15150-69*.
Технические характеристики фильтров для очистки моторных топлив
Наименование характеристики |
ФТВА 108.120.750-Н |
ФТВА 108.120.1450-Н |
Условный проход, мм |
25 |
40 |
Производительность, м3/час, не менее |
2,5 |
5 |
Предельно допустимый перепад давления, МПа (кгс/см2), не более |
0,5 (5) |
0,5 (5) |
Эффективность очистки топлив от частиц размером: |
- более 10 мкм |
99 |
- 2 ... 10 мкм |
95 |
- 0.5 ... 2 мкм |
75 |
- 0,1 ... 0,5 мкм |
50 |
- менее 0,1 мкм |
40 |
Габаритные размеры, мм, не более: |
диаметр |
280 |
280 |
высота |
1330 |
2030 |
Масса, кг, не более |
50 |
75 |
Рабочее положение |
горизонтальное |
присоединение |
фланцевое* |
Способ очистки |
промывка |
По индивидуальному заказу могут быть изготовлены фильтры
для очистки моторных топлив с присоединением,
требуемым заказчиком.
Цены
Как купить?
Защита от коррозии и накипи
Если у Вас имеются проблемы, связанные с накипеобразованием и
(или) коррозией в теплоэнергетическом оборудовании,
в тепловых сетях, в системе горячего водоснабжения,
мы можем помочь Вам выбрать необходимое оборудование и технологию
противонакипной и противокоррозионной обработки воды.
Для этого Вам необходимо обратиться к нам по телефонам: (3412) 91-62-65, 8-906-818-32-46,
факсу: (3412) 91-62-65, электронной почте: chaus@uni.udm.ru,
isk@uni.udm.ru,
направив максимально подробные сведения в форме опросного листа.